В феврале в Удомле прошло два заседания местной Думы, полностью посвящённых проблемам медицины городского округа. Заседания были открытыми и вызвали у удомельцев большой интерес: зал городского парламента был заполнен людьми, у которых, что называется, «накипело». Особенно интересно было услышать мнения самих медиков, у которых накопилось огромное количество претензий к начальнику ФБУЗ ЦМСЧ №141ФМБА России Юрию Голубеву (подробнее об этом здесь и здесь).
И вот 18 февраля удомельские депутаты вынесли свой «вердикт». Дума решила признать состояние медицинского обслуживания населения городского округа неудовлетворительным и рекомендовала руководству ФМБА освободить Юрия Голубева от занимаемой должности.
Вот еще одно живое свидетельство из уст бывшей коллеги Ю. Д. Голубева – врача-анестезиолога Светланы Мажары (работала в больнице с 1992 по 2019 гг.), свидетельствующее о том, что г-ну Голубеву не место на руководящей должности. (Публикуется в сокращении).
«В настоящее время в ЦМСЧ создается глобальный кадровый дефицит (как врачебных, так и сестринских кадров). Уходят специалисты со стажем, не задерживается молодежь, обещания по заработной плате и условиям труда, даваемые приезжающим специалистам не выполняются Больно смотреть, как все службы стационара (да и поликлиники) работают на износ. Кто на 2, кто на 3 ставки! Но не только физически устают люди, они опустошаются и выгорают эмоционально. Только за последние годы из больницы уволились по собственному желанию 27 человек.
Врачи перестали посещать областные и отраслевые конференции, мероприятия, проводимые ФМБА, медицинские выставки и конгрессы. У руководства отсутствует возможность в командировании врачей и медицинских сестер на данные мероприятия. В реанимационном отделении в течение года был заблокирован доступ к системе Интернет, не было возможности для обращения к клиническим рекомендациям, стандартам, описанию медикаментов и т.д. А этого существенно не хватало для диагностики и назначения соответствующего лечения пациентам
Изначально (с 1990 г.) работа в реанимационном отделении строилась по принципу круглосуточной работы врача анестезиолога в «кольце, т.е. на 5,25 ставки + ежедневно работал зав. отделением (всего в МСЧ-141 работало 4 врача анестезиолога-реаниматолога).
В это же время в ЦРБ г. Удомли работало отделение реанимации на 6 коек (в дневное время работал врач анестезиолог-реаниматолог, она же – заведующая отделением, в вечернее время больные наблюдались просто дежурным врачом, круглосуточного поста реаниматолога не было).
После объединения в 1998 г. 2-х больниц (ЦРБ и МСЧ-141), РАО развернули на тех же 9-ти койках (при этом осталось одно кольцо анестезиолога-реаниматолога, который оказывал круглосуточную помощь реанимационным больным, а после 16:00 дополнительно проводил все консультации и экстренные анестезии). Но при этом в дневное время в отделении работали зав. РАО + дежурный реаниматолог + врач-терапевт, ведущая больных неврологического и терапевтического профилей + дневной врач анестезиолог (на 2 ставки), который оказывал плановую (1 ст.) и экстренную (+1) анестезиологическую помощь.
В дальнейшем, штатное расписание и численный состав врачей неоднократно менялись. Около 5 лет назад ставку дневного экстренного анестезиолога по инициативе руководства сократили, а его работу в дневное время осуществляли зав. РАО или плановый анестезиолог «даром» или «за так».
В последние годы, в РАО относительно «стабильно» работали 5 врачей (4 анестезиолога-реаниматолога + зав. РАО). И это на 12,5 врачебных ставок! При этом в дневное время в отделении постоянно находились зав. РАО (1 ст.) + плановый анестезиолог (1 ст.) + палатный реаниматолог. Так удавалось перекрывать все экстренные и плановые анестезии, проводить консультации тяжелых пациентов в различных отделениях стационара.
Иногда в отделении (болезни, отпуска) оставалось всего 2 работоспособных человека и приходилось вырабатывать нормо-часы в 2,5-3-х кратном объеме (до 320 ч/мес. и более).
В последние годы в связи с принятием «Стандартов оказания медицинской помощи…», «Клинических рекомендаций…» и прочих приказов МЗ РФ, нагрузка на врача реаниматолога существенно возросла. Но в ЦМСЧ-141 нет круглосуточного дежурства невролога и рентгенолога, а кардиолога и эндокринолога нет в принципе, УЗИ – диагностика возможна только в дневное время (и то, если есть соответствующий врач). Дежурный терапевт больных в РАО по дежурству не ведет, не осматривает, его назначения обычно ограничиваются записью: «Госпитализация в РАО».
Свою неспособность организовать адекватную медицинскую помощь наше руководство ЦМСЧ-141 решило закрыть силами врачей реаниматологов путем возложения на них дополнительных обязанностей, не вытекающих из их трудовой функции, обусловленных должностной инструкцией.
Как это сделать? Просто: приказом начальника ЦМСЧ назначить врача реаниматолога «лечащим врачом». Неважно, что в отделении на данный момент находятся пациенты разных нозологий (патологий). В этот день реаниматолог, заступающий на дежурство (не имея сертификата по этим специальностям) в одно и то же время является лечащим акушером-гинекологом, лечащим хирургом, лечащим педиатром, лечащим кардиологом, лечащим терапевтом, лечащим неврологом, лечащим инфекционистом и т.п. А на следующие сутки (а то и в пределах одних суток, если с 16:00 начинает дежурить другой реаниматолог), у реанимационного больного появляется новый лечащий врач, и так изо дня в день.
Все это противоречит Приказам МЗ, законодательству РФ (например, УК РФ в части статьи 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности)», и прочим нормативным актам в плане работы без сертификата специалиста…
По поводу несоответствия издаваемых локальных приказов по ЦМСЧ нормативным актам и ФЗ РФ на имя начальника нами было подано несколько служебных записок. Однако эта «переписка» ни к чему не привела. После попытки обращения в вышестоящие организации и в прокуратуру за разъяснением законности данных приказов, работы комиссии ФМБА на короткое время удалось стабилизировать ситуацию в РАО. Затем последовал новый виток в приказах, распоряжениях, санкциях. Это был показательный урок от руководителя для всех работников ЦМСЧ-14, остающихся на своих рабочих местах о том, как себя вести не надо, и что в ЦМСЧ «не должно сметь свое суждение иметь».
Таким образом, в ЦМСЧ-141 искусственно была создана ситуация, представляющая прямую угрозу жизни и здоровью пациентов, правам и законным интересам медицинского персонала, и в конечном итоге – интересам государства и общества».
Удомельские депутаты решили обобщить замечания и предложения граждан в вопросах медицинского обслуживания населения и направить руководству ЦМСЧ №141 для использования в работе и принятия мер. Также было решено направить обращение о проблемах в медицинском обслуживании населения Удомельского городского округа в ФМБА России, Госкорпорацию «Росатом», Министерство здравоохранения Тверской области.
По материалам группы ВК «Голос Удомли»